24 января 2023

5 months in Cyprus



Я до сих пор помню, что именно меня до слез пугало, когда я читала про переезд на Кипр. Расскажу немного, как вижу сейчас своими глазами.

1. Вам не хватит денег, не сможете жить, как раньше, ходить в кафе, придется обойтись без больших покупок, всё время надо экономить. Первое время я паниковала и боялась потратить лишнего, ходила в магазин за 2.5км от дома, потому что там дешевле, постоянно переводила цены в рубли и ужасалась. Потом привыкла. Да и курс евро-рубль скачет и не отражает реальность. У нас все хорошо, ходим в кафе, есть кое-какая доставка еды и продуктов, покупали по мелочи посуду-технику, слоты на забеги, что-то из одежды, ездили в Никосию на выходные. Самое непривычно дорогое из еды - это, наверное, лосось ( и суши). И еще сложно понять ценообразование на овощи и фрукты. Огурцы, картошка и томаты меняют ценник раз в неделю, наверное) Причем, в разные стороны. Зато можно купить мешок мандаринов или гранатов за евро, есть всякие необычные фрукты типа гуавы или питахайи. Еду готовлю, как раньше, в т.ч. борщи и каши. Русские магазины выручают, если хочется селедки под шубой ( хотя ценники там обычно выше) Сложно найти нормальный творог, он тут привозной, нет жирного молока зато огромный выбор недорогих и вкусных сыров.



Наверное, стоит отметить, что дети наши учатся бесплатно в греческой школе, и у нас нет машины, т.к. живем в центре и особо никуда не ездим. 700 евро за нашу квартиру с мебелью и техникой в 700м от моря я считаю хорошей ценой. Можно сравнить с московскими, в Ереване и где там еще сейчас русские.

цены на продукты можно глянуть, например, тут www.lidl.com.cy/en

квартиры, машины, техника - www.bazaraki.com

цены на учебу в русских школах, как я понимаю, нестабильные, узнала сегодня, что в следующем году одна из школ подняла ценник до 1400 евро в месяц.


2. Жарко летом, холодно и сыро зимой. Если честно, мне жарко даже сейчас, зимой в январе. Сегодня +21, на солнце за 30. Планирую летом переходить на ночной образ жизни и бегать только поддерживающие кроссы. В идеале, наверное, добыть вел или абонемент в зал. И больше плавать. Зимой в дождливые дни плохо, но воздух сушится кондиционером, есть возможность ( но пока нет желания) купить осушитель, справляемся без него, предполагаю, что до весны осталось уже недолго. Плесень на вещах пока не встречала (чего не скажешь о вещах в рф в гараже), но ощущение, что одежда холодная и сырая - это да, бывает. Полотенца все время меняем и сушим на балконе. Ночью и вечерами сильно повышается влажность, оседая конденсатом на поверхностях. От этого утром дорожки кажутся скользкими.


3. Насекомые везде из всех щелей. Крылатые тараканы, гигантские пауки, ядовитые змеи, скорпионы, орды муравьев лезут в еду, спят на лице, выносят из дома вещи.

Да, на первой квартире были муравьи, это приучает не оставлять еду нигде, кроме холодильника) И убивать муравьев десятками!) На этой квартире, когда въезжали, были полчища тараканов, одна обработка еще до переезда сократила популяцию очень сильно, остальных больших добили тапками. В первое время это даже было развлечением: приходишь с прогулки, включаешь свет и бежишь ловить тараканов разных размеров. Забегают сейчас редко, даже скучаем. Из отверстий канализации никто не лезет, летающих так и не видела, один раз заходил богомол в гости. Пауки как в российских домах. В сентябре-октябре летали комары, после заката надо сразу закрывать окна. Сейчас и комаров не видно. Писали, что без сеток на окнах не выжить, но у нас получается.


4. Нет газа, горячей воды, электричество очень дорогое, будете мыться в одной ванне всей семьей. Да, с российскими ценами не сравнить. Газ только в баллонах. Но. Почти всегда на Кипре солнечно, у нас стоят солнечные панели, и зимой в 8 утра вода уже кипяток (при рассвете в 7). Летом она, кажется, вообще не остывала. В сильно дождливые дни можно включить электрический нагреватель, греется недолго, максимум полчаса, хватает помыться всем. Ожидаемых счетов в несколько сотен евро не получили, хотя вроде не экономили ни на кондеях, ни на воде. До ноября я вообще купалась в море, споласкивалась там же по два раза на дню, сейчас вечером хочется в горяченький душ, ага. 

Это, пожалуй, были мои самые кошмарные страхи. Есть еще природные катаклизмы, например, землетрясения. Как я поняла, тут норма каждый месяц 4 балла, а то и чаще. Но обычно это район Пафоса, до нас не доходит.

Прошедшие 365 дней
521 землетрясение : 178 M2+,  38 M2+, 11 M4+, 2 M5+ https://www.volcanodiscovery.com/ru/earthquakes/cyprus.html

Пыльные бури пока тоже не встречались. В целом тут осенью было часто пыльно, когда сухо, с высокого балкона старой квартиры было это сильно заметно, но бурю, чтоб прям песок несся по улицам видели только однажды. Возможно, будет в марте. Сделаю апдейт. Есть на Кипре проблемы с медициной, но туда пока не совались, не могу ничего сказать вообще. Какие-то медикаменты продаются прямо в торговых центрах, аптеки похожи на наши - много БАДов. Аналоги лекарств можно поискать на сайтах. Знаю, что тут запрещен анальгин, многое только по рецепту, но иногда можно договориться с русским фармацевтом) Пока хватает аптечки, которую привезла с собой. И аркоксию Дима покупал, стоит, как в рф.

На деле пока самым неприятным оказалась бюрократия, сига-сига ( всё очень медленно и много требуют бумаг) К примеру, долгое оформление ВНЖ (у меня и детей пока еще нет пластика). То, что это остров, тоже накладывает свой отпечаток. Нет такой свободы перемещения, выехать из Кипра можно только самолетом, дорогая мебель и техника, потому что привозят все с материка. Кроссовки я заказывала из Германии, доставили в течение недели, хоку сложно тут найти.
Еще для кого-то будет минусом, что Кипр - не шенген, чтобы выехать в Европу, надо, как и в РФ, получать отдельно визу. Раньше пугали,что всё плохо:: запись за полгода, документов вагон, отказы, но среди моих знакомых все проходит гладко, кроме того, что редко дают многократные визы. Но это уже не Кипр виноват, а текущая обстановка с отношением к русским. Лично меня это не напрягает, потому что ехать куда-то в отпуск, когда живешь на море... зачем? ) Отношения с Турцией. К сожалению ( это мое личное сожаление, связанное с большим количеством стартов в Турции и наличием выигранных билетов, которые не смогу реализовать), нет прямого перелета. Сам остров разделен на две части, в оккупированной есть аэропорт для перелета в Турцию, но это все нелегально и могут быть проблемы при таких путешествиях. На той стороне мы были лишь однажды, гуляли в Никосии.

Мусор и заброшки. Это моя боль. Я думала всегда, что в Европе чисто. Но Римские свалки в районе вокзала, Критские завалы вдоль дорог... Здесь тоже не идеально. И если о заброшенных опустевших зданиях можно думать с понимание "ковид", то от куч мусора за углом меня штырит. Вроде есть сортировка, ящики для разных видов отходов, вывозят его каждую ночь, но столько свалок... Впрочем, ничего нового, в РФ такая же ерунда. Собачьи какахи на велодорожке или прям на стадионе ( последнее и на Спартаке на Бору было), матрас в поле, холодильник у соленого озера, просто кучи бутылок. По центральным улицам, конечно, стараются убирать, но на пляже тоже все может быть в окурках и семечках. Мне казалось, в 2016 такого не было. Кроме бутылок воды вдоль дорог. Или я просто бегала только по чистым улицам и туристическим районам.

Мигранты, нелегалы и тд. Мы тоже мигранты) Боюсь брать тут кого-нибудь на тренировки, чтобы не выгнали из страны за нелегальную работу. Первые пару недель у меня не было ни дня без происшествий с выходцами из Африки. То они за мной гнались по пустой улице, то на машине сопровождали, то на велике, то предлагали подвести, то просто "случайно" сталкивались. Может, я просто именно эти ситуации замечала, потому что не привыкла к такому количеству темнокожих, может они обращали на меня внимание, потому что я ходила растерянная. Потому что сейчас мне кажется, что их стало сильно меньше, а столкновения и вовсе исчезли. С улыбкой здороваемся с бегунами, на закрытой заправке парень добыл мне воды. По воскресеньям и праздникам появляется много индусов и турок.

Кстати, о праздниках. Здесь не переносят выходной на будни. В эти дни не работают нормальные магазины. Супермаркеты закрыты, многие киоски тоже могут не работать. И даже кафе! Открыты некоторые пекарни, но надо знать, когда выходной, чтобы купить продукты заранее. И лучше не планировать поездки на общественном транспорте, у него может быть тоже свое особое расписание. Общественный транспорт ходит редко, недешевый (2 евро по городу, 4 в соседний, в зависимости от транспортной компании), иногда может не соответствовать расписанию, иногда остановки могут быть не там, где отмечены на официальных сайтах. Местные не в курсе, т.к. мало кто пользуется автобусами, почти у всех тут есть авто. Из опыта: однажды из Лимассола пришлось добираться на такси, потому что на станции сказали, что автобус в 11 вечера не поедет в Ларнаку, у них на станции было свое расписание) В другой раз в Пафосе никто не знал, где конечная станция, старую закрыли, куда перенесли - сообщить не озаботились. Дети как-то раз не дождались автобуса после школы, добирались на другом.

Говорят, здесь недостаточно развлечений, но нашей семье и в РФ они были не нужны. На мой взгляд, развлечений полно: музеев, достопримечательностей, особенно археологических и природных, горы и горнолыжная трасса даже, колоритные деревушки, местные праздники, морские прогулки, экскурсии, выставки, дегустации и концерты в т.ч. русские, в т.ч. на открытых площадках и бесплатные, кино в основном на английском правда, но Чебурашку показали и на русском. Мне кажется, что для острова этого более чем достаточно. Скажем, в нижегородской области развлечений не больше.

Я бы даже иногда сказала, что движух тут многовато, ночью летом может быть шумно, так что либо придется спать в берушах, либо присоединяться к тусовкам.

Подписавшись на русские каналы в тг, например, тут, посвященные Кипру, можно найти кучу полезной информации. Тематические чаты по здоровью, рукоделию, спорту, настолкам, не говоря уже о городских болталках о сырниках. Постоянно организовываются встречи, особенно айтишные. Забегов тоже полно, плавание, велоспорт, футбольные матчи.

Движение дорожное - левостороннее, я пока так и не готова сесть за руль) Но, думаю, если будет нужно - возьмем машину и поедем потихоньку, собирая сигналящих водителей. Последнее - это местный колорит, как и отсутствие работающих поворотников. За рулем много пенсионеров, они периодически въезжают друг другу в бампер. Пунктов аренды авто полно, продаж тоже, каршеринг в доступе. Пугают пробки и проблемы с картами, каких-то дорог, например, в реальности может не быть. Языковой барьер. Не помню, чтобы у меня были проблемы с общением. Основ английского достаточно, чтобы понять и объясниться. Много где говорят и по-русски. На крайний случай есть гугл-переводчик. Интернет. Я плачу 10 евро в месяц за 6 гигов Ситы. Дома установку ждали очень долго! месяца полтора. Но бесплатный wi-fi есть почти в каждом кафе, а так же просто на пляже и в общественных местах, в городских автобусах и магазинах типа Лидла и Альфамеги. Кажется, я не встречала мест ( кроме автобусов), где нельзя расплатиться картой. Маленькие магазинчики в деревушках имеют терминалы. Пару раз мне "прощали" и давали что-то за так или за меньшую сумму, когда я была с наличкой без карты. Потому что в магазине не было сдачи, например. Здесь любят раздавать полезные советы. Скажут, что нельзя пить из под крана, следят за детьми, пропускают через дорогу часто вне светофоров, покажут, где тротуар, по которому надо бежать вместо дороги) Можно спокойно бросить вещи на пляже и плавать полчаса в море. Можно оставить телефон и сумку на лавочке на стадионе ( я, правда, так не делала все же), некоторые вещи так и лежат потом забытые. Можно попросить воды и тебе ее нальют просто так.

В целом, мне нравится тут жить. Что-то напрягает по мелочи, но это просто жизнь, обычная жизнь, идеальных мест и людей не существует. Раньше я думала, что спать нормально могу только дома в своей кровати. Но со времен ковида все изменилось, а за прошлый год я сменила столько кроватей, сколько, наверное, в сумме не было в моей жизни. Кажется, я смогу и на лежаке у моря уснуть. И даже без лежака. Никаких критических косяков или проблем я пока не вижу, хотя иногда меня что-то да и подбешивает. Типа долгих греческих разговоров у кассы, когда ты торопишься. Но это, кстати, хорошо, это значит, что я тут действительно живу, а не просто приехала отдыхать туристом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

всем бег