15 октября 2019

Spartathlon - Part 03. Νυκτός Ἔρεβος,

Через 42км до ночи оставалось еще так много времени, что и думать было нельзя. Через 100км - каких-то 2-3 часа. Мой фонарь лежал на 122 км, я представляла, что пробегу эти 120 км примерно за 12 часов или быстрее, потому что набор высоты был не большим. Да, с 100 по 123 был подъем на 300м, но все же запаса с быстрой "плоской" сотки должно было хватить.

120км (ночных фотографий у меня нет, так что будут чужие).

В общем, налобный фонарь, задний, запасные батарейки (и магнезия, долгожданная моя) - всё было в новом беговом поясе, я просто должна его взять, надеть и бежать до темноты, при наступлении темноты включить фонарь, а пояс отдать в заброску.
Кепку потом тоже скинула в заброску, но вот очки мне было слишком жаль. К тому же, вторую кепку на утро я взять забыла, так что очки, пожалуй, пригодятся, потерпим их на голове всего лишь 12 часов.



Нюкта

Ночью было темно и страшно.
Я всё еще ждала, когда наступит холод и темнота, мое, животное время. Чтобы я могла мчать на всех парах, нестись, как дикий зверь, догоняя жертву. Я всегда хорошо бегу ночью, не хочу спать, не отвлекаюсь на рассматривание достопримечательностей. Когда же ночь? 

Like a true nature's child
We were born, born to be wild
We can climb so high
I never wanna die
Born to be wild
(Steppenwolf) 


Я догоняла по грунтовке какого - то парня. Он уже сверкал фонарем, но мне казалось, что еще не время для света. Это был жуткий кусок дороги. Проезжающие машины волонтеров- саппортов постоянно поднимали пыль, хрустел песок на зубах, губах и на бутылке с водой, глаза забиты, моргать больно. В общем, надо запретить тут гонять. Слева виднелось и слышалось шоссе, где активно перемещались машины. Полагаю, это были 129-132 км. Сразу после ПП надо было спуститься в тоннель. Вот тут меня и накрыла внезапная всепоглощающая темнота. Абсолютная чернота. Моргай, не моргай - ничего вокруг нет. Ноги ступают нигде. Ты в невесомости. Несколько метров я бежала и не видела ничего, кроме мутного света в конце, на который идти стоит ли?


И вот только тогда я решилась достать фонарь. Задний брать не стала, чтобы не раздражал своим болтанием, обошлась наклейкой-отражайкой в виде смайлика. Хотя волонтер очень уговаривал нацепить задний фонарик, переживал за меня. Спасибо ему за это.

Ночь оказалась испытанием. Даже не потому, что не видно ничего. Фобос и Деймос лезли ко мне в уши, в глаза, в мозг и пытались доказать, что я не справлюсь, не смогу, потеряюсь, фонарь погаснет, часы выключатся, ночь захватит меня целиком и полностью, я останусь где-то на этой дороге мрачным призраком в царстве Аида, буду пугать в следующие годы новых бегунов. И никогда, ни--за-что не увижу Леонида, не прикоснусь к его ноге. Я останусь здесь, таково мое предназначение.

Было страшно. Бороться с привидениями оказалось сложно. Когда встречные машины слепят глаза, а из темноты выступают очертания скал и обрывов, начинает мутить и подташнивать. А когда машин нет ни встречных, ни обгоняющих, становится совсем уж жутко. И фонарик… нет, у меня был хороший фонарик!... но все равно было мрачновато бежать одной. Теперь, конечно, у меня есть опыт, бояться я не буду. Но всяких горных забегах меня всегда смущает именно это - обязательность ночного бега, я у себя-то в лесу побаиваюсь, а тут совсем незнакомые места.

Где-то посреди ночи волонтер попросил оставить автограф, я удивилась тогда, что так мало людей остановились и подписались. Гораздо позже я узнаю, что нас просто было всего несколько лидеров, остальные где-то позади. А вот девочки с книгой подписей я не видела почему-то, хотя ждала ее всю дорогу.

Традиционные вопросы:
  • Where are you from? 
  • Alone? 
  • No supporters?
  • First girl?
Простые вопросы без грамматики и сложных времен. Мне в какой-то момент английский стал родным, я воспринимала всё так, будто говорили на русском. Волонтеры, чужие саппорты, медики, люди на улицах. Почему-то я всё понимала. 
  • Ты понимаешь? - вопрос на русском к другому бегуну.
  • Я понимаю! - ответ моего языка, вылезшего без спроса.
Попытки найти русское слово среди обилия разных языков на плакате. Наверняка оно там было.

После веселого ПП 40 (139км), где меня ждала очередная заброска, куча людей и съемка на камеру (а вот это видео все-таки показали онлайн!)


мы убегали куда-то вниз в темноту, в кусты. К тому времени я уже привыкла к постоянным агрессиям от собак, все они были, в основном, за заборами, так что только общались с нами, посредством лая. Представляю, какой насыщенный у них был сегодня день! Помню момент, когда пробегали с Ваней: на очередном участке несколько собак безудержным лаем поддерживают темп бегунов, а одна лежит себе сверху, красиво сложив лапы, и гордо созерцает…  
Но я отвлеклась.

Ночь, темнота, спуск, горы вокруг. Изредка (оооочень редко) проезжают мимо автомобили. И в этой кромешной тьме внезапно начинает выть шакал, к нему присоединяется второй, третий. И вот уже я бегу в темноте и слышу, как вокруг меня вой разрастается, животные переговариваются между собой, решают, как меня лучше сожрать...
Собачки? 
Сердце истерически колотится, я молюсь, чтобы хоть какая-то машина проехала мимо, чтобы собачки вылезли из своих загонов, чтобы упал метеорит, не знаю, что-то должно произойти! Сколько их было, штук пять точно! Голосов много и разных сторон. Я уже представила, как они подбираются ко мне, одинокой фигурке с косичками, всё ближе, как окружают, скалят зубы, хотят разорвать на мелкие клочки, чтобы меня никто не нашел, даже и следа не останется, какой это ужас! А а я отбиваюсь от них горящим факелом, потому что только огня они и боятся. Стоп. Откуда у меня факел? 
Воображение мое рисует, что длилось это довольно долго. Но следующая машина сопровождения развеяла морок, шакалы больше не пели мне своих песен. Тем не менее, ощущение жутковатости произошедшего не отпускало еще какое-то время.
Потом я слышала вой еще пару раз, но это было уже не так близко.


143км??? 20:51:47. Слишком долго, чтобы понимать, сколько мы уже бежим.

Снова населенный пункт, встречают дети. Чтобы добраться до заброски, надо вскарабкаться по узкой и крутой улице. Девочка, бежавшая рядом, спрашивает на английском: 
  • как тебя зовут, откуда ты?
Я ответила и спросила, как зовут ее. Повторила ее имя дважды для истории, но все равно, конечно, не запомнила.
А когда я стала что-то ей рассказывать (что я ненавижу горки) и расспрашивать(где чек-пойнт), то она просто ответила, что не понимает по английски. Вот так поговорили)

На ПП мне радовались, первой женщине! Я слукавлю, если скажу, что не радовалась тому же. Да, я гордилась, что какое-то время я первая! До спуска с горы и чуть дальше я была счастлива, что лидирую. И я, конечно, надеялась, что так оно и останется. Я думала: наконец-то я оторвусь по полной! Но понимала и то, что впереди целая вечность, а Сюзи - такая опытная, у нее поддержка, а у меня никого. Возможно, это тоже было ошибкой - думать о том, что кто-то лучше тебя. Я, выходит, заранее отдала первое место. Но я боялась пускать в голову мысль о возможной победе. Потому что боялась проиграть, не хотела проигрывать. Если сразу рассчитывать на плохой результат, будешь рада любому посредственному. Так я всегда себе говорю. Да, я хотела выиграть, если говорить откровенно. Я была уверена, что смогу это сделать. Знала, что я в лучшей форме, чем когда либо, а остальные не приедут или пробегут легко, им же на ЧМ. И это тоже ошибка. Надеяться, что сломаются остальные, а ты выиграешь чисто на своем ослином упорстве. Я была уверена, что могу выиграть, если только не случится какой-нибудь беды типа вывиха, перелома или отказа желудка. Но я гнала эти мысли, чтобы не дать им шанс повлиять на результат.

А еще на том ПП был целый поднос классной выпечки. Но почему-то вместо нее я жру дурацкие гели и мармеладки. Даже ни куска банана! До сих пор жалею, что не съела чего-нибудь вкусного для разнообразия! (или выпила)



Профиль трассы. Горки.
Трасса очень разнообразная, много горок. 
Очень много горок.
Одни горки!
Мне все время казалось, что мы поднимаемся всё выше и выше! Поднимаемся, Поднимаемся, поднимаемся, поднимаемся без конца! Лестница Пенроуза, блин.

Я, например, почему-то думала, после горы будет все время вниз. Но это “вниз” оказалось  слишком уж волнообразно. Да, после самой вершины был спуск довольно крутой, но коротенький, а вскоре после него мы  снова полезли куда -то зачем -то наверх.
Но горка- перевал мне  все же понравилась! И подъем перед ней был неплохой, можно было бежать, но я не всё уже бежала, на поворотах шла, экономила силы. Держи ритм. Считала шаги: большую часть бегом, немножко пешком. И как же было красиво! Уже виднелось освещение горы, яркие вереницы огней, красные и зеленые светляки. Внизу сиял городок. Сверху - бездонное небо и манящие звезды. И очень жаль, что луна не в том возрасте, чтобы помогать нам в пути. 

Здравствуй, ночь, 
Я так хотел с тобою встретиться, ночь 
На небе звезды и немного Луны, 
Я ждал, я не ложился спать, я увидел тебя (СерьГа)



Часть подъема меня сопровождали дети на велосипедах, громко шумели, кричали, мелькали фонарями, хотели фотографию сделать. Много раз я слышала слово: “Фото”. Сначала это было весело, но довольно быстро стало раздражать, прям кошмар! Тут же весь участок дороги был изрисован белыми стрелочками, направляющие в лес, в кусты, на побочные дороги. Интересно, зачем они? Для чего? На Фидиппида уже не свалишь! Приходилось отвлекаться все время на них, мозг начинал тупить и думать, может нам надо туда? А я и в туалет хотела очень, но как это сделаешь, когда кругом дети? И музыка их дурная еще из колонки! На пункте питания они меня бросили, уехали вперед, а я через 100 метров - сразу в темные кусты!!!

ПП на 159км стоял на дороге, останавливаться на нем было не нужно, так что просто погнали наверх за чистым удовольствие! Горка - экстаз!

Горка крутая! Техничная: каменюшки, тропки, обрывы, ступеньки... Точно, лесенка была гадкая, ненавижу лестницы:). Еще устала спина, поясница, именно в подъем, на будущее заметка - подкачать спину. А вот ягодицы, кажется, то ли достаточно подготовились, то ли не устали.
Вспоминала слова Альберта: “я спрошу у тебя после финиша, любишь ли ты горочки”. 
Временно ненавижу)

“Фидиппид, Филиппид или как тебя там, ты что, совсем безумный был, чтобы лезть через гору? Неужели нельзя было обойти как-то или более подходящий путь найти? Не верю!!!” 
Ощущение такое, что он еще на всякий случай след запутывал, вдруг враги за ним бегут!  Это потом уже, читая “Историю” Геродота, я понимаю, что на эту самую гору Фиддипид влез, чтобы встретиться с богом Паном, поговорить и успокоиться.

Если хочешь бегать - пробеги милю.  
Если хочешь узнать иную жизнь - пробеги марафон. 
Если хочешь поговорить с Богом - беги ультра! 
Дин Карназес.

Тропа местами была условная. Накануне я смотрела видео, где Головин с Ромой днем шли вверх, я тогда ужаснулась: обрывы, земля уходит из под ног! Упаду, пропаду… Но организаторы оградили нас от падений, всё было завешено лентами, везде огни, чтобы даже желания не возникло сделать шаг в сторону. И, если до этого я возмущалась разметкой, то здесь поняла, насколько всё продумано. 
Я просто шла наверх по козьей тропе. К сияющим звездам. К манящему небу, навстречу своей судьбе. И, кстати, видела падающую звезду. Если это были не галлюцинации от недостатка кислорода.


В это время часы заряжались, я так и надеялась на подъеме их подкормить. Темп местами был аж 20мин/км. Но я на то и рассчитывала, все это прописано было в моей табличке. Не было, правда, там остановок на каждом ПП. Я тогда уже посчитала, что к моим идеальным 25-26 часам, кажется, придется прибавить час на остановки.

Очень внезапно из темноты двинулся на меня очередной ПП. И я почему -то думала, что это еще не самый верх, а только 159км. Мне предложили горячий суп, я отказалась. Тогда мне указали вниз. Я переспросила. Даун? Сложно понять, но в тот момент мне казалось, что наверху кто-то из волонтеров говорил по-русски, потому что в моей голове четко отпечаталось слово “ВНИЗ”. Я забрала что-то из заброски, просто сунула в пояс, обнаружила, что часы не пишут трек, расстроилась, включила их снова, думать было некогда, пора в путь.

И покатила вниз. Я очень ждала спуска. Ваня говорил, что он более удобный, чем подъем. Да, он был явно шире, проторенная дорожка, хоть на авто двигайся. Только вот больно по курумнику спускаться, По камням, которые выскакивают из под твоих ног, норовят уронить, сбросить, ударить. Один такой подскочил и впился в голеностоп, чтобы отбить мне желание дальше скакать. Сначала я оптимистично попрыгала, как коза: прискоком, одной ногой, второй ногой, позволила бессердечной гравитации тащить себя вниз, расслабилась, но вдруг, ужас, увидела резкий поворот и обрыв внизу сразу за огоньком. Оттормозилась и испугалась, адреналин плеснул в кровь, сердце добралось до ушей. В следующий поворот, я тормозила и поворачивала, сильно не добегая до огонька. Да, спуск гораздо шире и удобнее, чем подъем, но сила тяжести, призывающая к основанию горы, заставляла ноги прыгать чаще, камни лететь сильнее, а удары стопы о скалу становиться больнее. Временами казалось, что ты едешь вместе с лавиной камней, как на траволаторе! Где-то встретилась группа поднимающихся людей, пожелавших мне быть осторожнее. Я реально уже не задумывалась, на каком языке говорили люди вокруг, английский стал таким близким, почти родным... 

Под конец горы стало совсем уж больно и страшно, ноги перестали слушаться, съезжали, появились мысли, что не удержусь и упаду. Мозоли вопили, стертая кожа на ступнях двигалась и бередила раны. Помнится, на Маркотхе мне дали один совет: не снимать носки, потому что мозольки так хорошо и аккуратно прилипают, занимая свое безболезненное положение, что любая попытка их потрогать приведет к ухудшению ситуации и боли. Я с тех пор, чувствуя мозоли, никогда нигде не переобувалась. Но тут всё попадало со своих мест, я поняла, о чем говорил тогда на Маркотхе мужчина. Не стоит трогать мозоли, ой, не стоит! 

И я начала кричать. Боялась смотреть на ноги, думала, они в крови все, новенькие мои кроссовочки, милые мои, любимые. Тут меня и догнал очередной бегун, предостерегая: в 15-20 минутах секонд хангри герл, Сузанна. До меня не сразу дошло, что он имел в виду “венгерская”(hungarian), но я заткнулась и темп прибавила. Некому было рассказать мне тогда, где Сюзанна, как далеко третья девушка. Я бежала совсем одна. Больше никакой информации. Просто беги и всё тут.
Время выбирать: Остаться или, бросив все 
Бежать к перекресткам дорог 
Вдаль, через мосты и магистрали 
Вдаль, где только ночь, дорога и рок (Louna)

Спуски и подъемы на трассе различались по длине, ширине, крутизне, сложности и типу покрытия. Было немного пыльного грунта, асфальт, брусчатка, камни. Скучать не приходилось. И, как я теперь понимаю, мои мышцы сломало именно бесконечное изменение направлений и поверхностей. Зигзагообразные дороги, постоянный боковой наклон. Помню, еще днем в какой-то момент дул ветер в лицо. С одной стороны он уже нес прохладу, с другой, было так тяжело поднимать в горку против него ноги!!!


Эреб.

Еще более неприятным, чем тьма, оказался туман. Вот к нему меня жизнь точно не готовила. Никто не готовил. Я не знаю, всегда этот участок такой влажный, или только мне так “повезло”. 

Туман поглотил как-то незаметно, аккуратно и начал переваривать в себе. Щупальцами запихивал внутрь, покрывал пищеварительными соками, затормаживал. Глаза заволокло пеленой, ноги перестали слушаться, голова- соображать, фонарь - показывать дорогу. Всё, что я могла- прорываться вперед, поглядывая на трек часов, чтобы не отклониться. Меня вихляло по дороге, руки, тело, волосы - все было покрыто серебристыми каплями. Особенно забавно смотрелись вставшие дыбом волоски на руках, тонкие блестящие паутинки в свете фонаря искрились, как бриллиантовые. 
И все время хотелось в туалет. Словно туман просачивается сквозь меня, словно я сама становлюсь туманом, чистыми дистиллированными молекулами.

Притормаживаю для зеленой стоянки, фонарь высвечивает в скале какие-то церковные штуки, типа икон. Становится очень жутко, я не знаю, что это за место памяти, вдруг тут кто-то уже умер. Потому двигаюсь дальше и даже забываю на время про туалет.



Я продиралась через эту густоту, словно плыла. Сложность состояла еще и в том, что я не понимала направление, не могла увидеть, вверх я бегу или вниз, влево или вправо. Всё поглотила паутина. Дышала водой, смотрела через воду. Мелкие капли мельтешили перед глазами, вызывая подкатывающую тошноту. Ничего не видно, совсем ничего, только движущиеся хаотично капли воды. Прямо, вниз, вверх вихрями. Легкие наполнялись водой, я тонула. Это просто безумный сон, один из тех, где я умею дышать под водой. Шатало из стороны в сторону, кола, мармеладки с кофеином, - всё это бесполезно, всё это не действует здесь. Туман продолжал растворять меня всю: мои волосы и кожу, мышцы и кости, мою одежду (и мой мотоцикл). На каком-то из ПП (206км) волонтеры - гекатонхейры протянули воду, помяли мышцы, спросили о самочувствии и отдали мою заброску, номер почти отклеился от воды, так что я запихала его внутрь пакета вместе с ненужными вещами, с курткой. Я боялась, что не увижу больше свою куртку никогда, но не тащиться же с ней до финиша! Холода так и не было, странно, что русские мерзли в предыдущие годы, у нас же иммунитет к таким вещам. Да и в России сейчас днем холоднее, чем здесь ночью! В общем, зря тащила теплые вещи, зря тащила сменные кроссовки. Но, если бы не положила, наверняка бы пожалела.
Каждый раз волонтеры смотрели на меня недоуменно: что делать с пакетом. И каждый раз я терпеливо просила: “to Sparta!”

В этой заброске лежал запасной фонарь. Но хоть увешайся гирляндами огней, лучше видно не станет. Всё, что доступно для  обзора - белая линия на асфальте. Изредка - оранжевые символы SP. Подсознание выхватывало что-то вроде знаков, обозначающих крутой поворот - черно-белые стрелки. Это значило, что прямо бежать опасно. И еще иногда - 0,5. Что за 0,5? Казалось, после этого знака уклон изменялся, но в какую сторону? Да, иногда еще знак камнепада. И камни под ногами.


После 195км нас ожидал новый подъем, хотя мы еще и не спустились особо, но в тумане было все равно, где ты, кто, когда ты и куда. Периодически проезжал автомобиль организаторов, отслеживая, все ли мы живы, все ли на трассе. Или это были галлюцинации? Мне казалось, один и тот же автомобиль я видела много-много раз…

Я засыпала, била себя по щекам, но продолжала засыпать. Все это происходило в горах, высота от 700 до 900 метров. Помнится, при поездке в Кисловодск, я довольно быстро отекла в таких условиях, болела голова, накатывала слабость.


Я смотрела на часы и ждала, когда же вниз, ну когда. Кажется, какое-то время я все же двигалась во сне. И я уже была рада машинам, хоть кому-нибудь, какому-нибудь свету, выхватывающему из мглы обрывы гор… Пусть даже эта машина несется прямо на меня.

***


В какой-то момент разбудила меня собака. Огромная псина, не запертая, не на цепи. Туман проникал в мозг, пахло перегноем или навозом, я дремала. Как вдруг резкий лай прямо под моими ногами резко сбросил сумрак и оцепенение. Я громко закричала, что было сил! Просто заорала. Как страшно, должно быть, звучало это в темноте. Собака пробежала еще немного за мной, но уже неуверенно... Кто нас разберет, ночных придурков.
Но я проснулась. И мне даже показалось, что туман немного ослабил хватку. Но только на мгновение.
Дышать тяжело. Бежать тяжело. Накатывает усталость. А до утра еще пару часов. А до финиша... лучше не думать, сколько до финиша.

За окнами солнце, за окнами свет - это день.
Ну, а я всегда любил ночь.
И это мое дело - любить ночь,
И это мое право - уйти в тень... 
И я не знаю, как мне прожить следующий день.
Виктор Цой.

( но четвертую часть лучше не читать, она скучная)

3 комментария:

  1. Потрясательно! Непоустижимно! Ой, я русский забыл..

    ОтветитьУдалить
  2. Очень пронзительный эпизод. Многое хочется отдельно прокомментировать и расспросить. Но не сейчас. Прочитаю еще пару-тройку раз.

    Спасибо.

    Четвертую главу тоже жду, какая бы она не была.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо записывать вопросы, значит:) чтобы не забыть потом.

      Удалить

всем бег